Почему плавают обороты двигателя

Почему плавают обороты двигателя

Под определением «плавают обороты» водители понимают ситуацию, когда частота вращения коленвала двигателя произвольно меняется без изменения усилия нажатия на педаль акселератора либо на холостых оборотах. В последнем случае ситуация именуется «плавают холостые обороты». Обычно номинальные (паспортные) значения холостых оборотов двигателя находятся в пределах от 600 до 900 оборотов в минуту.

Первоначально после запуска двигателя обороты составляют от 1200 до 1500 оборотов/мин. По мере прогревания силового агрегата холостые обороты снижаются до паспортного значения, и далее в процессе движения должны оставаться неизменными. То есть, при переходе коробки переключения передач в нейтральное положение и отпускании педали акселератора (газа), обороты двигателя должны устанавливаться на стабильный номинальный уровень.

В случае определенных неисправностей двигателя величина холостых оборотов может отклоняться от среднего значения, иногда, на большие значения. Некоторые водители не обращают снимание на плавающие обороты, продолжая эксплуатировать транспортное средство. Такой подход к проблеме может привести к более серьезным неисправностям вплоть до необходимости капитального ремонта двигателя.

Плавающие обороты часто являются причиной внезапной остановки двигателя. В сложной дорожной ситуации следствием это может являться дорожно-транспортное происшествие. Поэтому необходимо как можно быстрее обнаружить причину, приступить к ее устранению.

Основные причины проблемы

На величину холостых оборотов влияют параметры:

  • количество топлива, поступающего в камеру цилиндров при отжатой педали акселератора;
  • соотношение топливо/воздух в смеси;
  • регулировка угла зажигания;
  • температура силового агрегата;
  • температура топлива;
  • температура входящего воздуха;
  • барометрическое давление, давление в системе впуска воздуха.

блок управления двигателяВсе перечисленные параметры контролируются блоком управления двигателя при помощи специальных датчиков. Обработанный сигнал поступает на исполнительный механизм – регулятор холостого хода двигателя. Он может работать, используя разные принципы.

В бензиновых автомобилях чаще всего регулятор холостого хода обычно встроен в систему подачи воздуха. В некоторых моделях двигателя регулятор представляет шаговый двигатель, который управляет положением дроссельной заслонки. Часть регуляторов управляют коэффициентом перекрытия байпассного (обходного) канала поступления воздуха.

В дизельных двигателях регуляторы холостого хода иногда встроены в топливный насос высокого давления. Регулировка холостых оборотов производится управлением по каналу подачи топлива. Ремонт и обслуживание таких регуляторов более сложный и дорогой.

Основными техническими неисправностями, которые являются причиной нестабильности оборотов двигателя, являются:

  • отказ или засорение регулятора холостого хода;
  • проблемы в системе зажигания;
  • износ воздушного или топливного фильтра;
  • отказ датчиков температуры воздуха на входе, охлаждающей жидкости, топлива;
  • неисправность расходомера, датчика давления воздуха;
  • подсос во впускном канале подачи воздуха;
  • засорение катализатора;
  • малое давление в бензопроводе, обусловленное низкой производительностью топливного насоса в баке;
  • неправильная установка угла зажигания;
  • выработка ресурса лямбда-датчиков;
  • неисправность датчика на педали акселератора.

Учитывая, что нестабильность оборотов двигателя может определяться большим количеством технических неисправностей различных узлов двигателя, для определения причин «плавания» оборотов надежнее произвести диагностику при помощи сканера. В случае отсутствия такой возможности можно на основании определенных признаков выяснить возможную причину и приступить к ее устранению.

Признаки, причины, методы устранения неисправности

Наиболее частые признаки, почему плавают обороты двигателя:

  1. Двигатель заводится, по мере прогрева обороты не выходят на номинальное значение, плавают. Скорее всего, неисправность заключается в неправильной работе датчиков температуры. Необходимо проверить проводку к ним, контакты разъемов, измерить их параметры. Основной параметр датчика температуры – сопротивление на различных температурах. На непрогретом двигателе (температура менее 20 градусов Цельсия) сопротивление датчика более 3 килоОм, по мере прогрева (увеличение температуры до 90 градусов Цельсия) сопротивление уменьшается до сотен Ом.
  2. Двигатель заводится с трудом, «троит», обороты меняются резко. Вероятно, есть неисправность в системе зажигания. Следует почистить либо заменить свечи зажигания, высоковольтные провода, катушки зажигания.
  3. При движении в городском режиме на перекрестках обороты сбрасываются не сразу, нестабильны. Неисправность часто встречается в силовых агрегатах с регуляторами холостого хода на шаговом двигателе. Его следует почистить, в случае необходимости заменить.
  4. Нестабильность оборотов проявляется при движении на больших скоростях. Такая неисправность часто является следствием засорения воздушного или топливного фильтра. Их необходимо менять.
  5. Обороты нестабильны во всех ситуациях дорожного движения. Прежде всего, необходимо проверить регулятор холостого хода. Если он находится во впускном воздушном канале, его следует демонтировать, попытаться промыть с помощью средства для промывки карбюратора. Если такая процедура не принесет успеха, можно временно заменить регулятор на заведомо исправный. Также необходимо проверить и при необходимости почистить форсунки.
  6. После запуска обороты нестабильны, затем после прогрева выходят на оптимальный уровень. Возможна неисправность расходомера. Его надо временно отключить (снять с него разъем), если двигатель станет работать стабильно, расходомер необходимо менять. Опыт показывает, что его очистка эффект не имеет. Также необходимо проверить отсутствие подсоса во впускном канале подачи воздуха. На СТО эту операцию часто производят с помощью дым-генератора.
  7. Процесс «плавания» оборотов сопровождается повышенным расходом топлива (до 50-ти процентов). Необходимо проверить эффективность работы катализатора, лямбда-зонды.
  8. Обороты плавают в значительном интервале, двигатель заводится не с первого раза, часто троит. Такая неисправность часто происходит при ослабленном натяжении ремня газораспределительного механизма (ГРМ). Ее необходимо устранять как можно быстрее. Промедление может грозить необходимостью капитального ремонта двигателя.

Отправить ответ

avatar